В ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года в Москве родился Михаил Юрьевич Лермонтов, гений русской литературы, поэт, драматург, прозаик и живописец.
Его отцом был небогатый помещик, отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов, а матерью Мария Михайловна Лермонтова, в девичестве Арсентьева. Родоначальником российского рода Лермонтовых является представитель известного в Шотландии рода Георг(Джордж) Лермонт, в 1613 присягнувший на верность царю Михаилу Федоровичу Романову. Он принял православие, свыше двадцати лет верно служил государю, храбро сражался в бесконечных войнах и сложил свою голову в сражении в 1634 году.
Предок Михаила Юрьевича, живший в Х111 веке известный шотландский поэт Томас Лермонт, прозванный в народе «Томас Рифмоплет», обладал несомненным пророческий даром, который и передал его своему далекому потомку.
Родителями Марии Михайловны были Елизавета Алексеевна — старшая дочь властного, предприимчивого помещика Алексея Емельяновича Столыпина, разбогатевшего на винных откупах и Михаил Васильевич Арсентьев, человек широкой и великодушной натуры.
В ночь с 1на 2 января 1810 года в разгар маскарада, происходившего в их семейном доме, Михаил Васильевич отравился ядом, оставив свою жену вдовой и это трагическое событие оставило след на семействе Арсентьевых.
Брак Марии и Юрия Лермонтовых родители жены не одобряли. Молодые жили в Тарханах Пензенской губернии, родовом поместье Арсентьевых и счастливой их семейную жизнь назвать было нельзя. Мария Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным и взрослою выглядела хрупкой и нервной. Она была очень доброй и обладала душой музыкальной и поэтической. Видимо свою болезненность и нервность она передала сыну. Ее семейное счастье было недолгим и горьким. В 1917 году, когда Михаилу не было и трех лет мать умерла от чахотки.
После смерти Марии Михайловны жизнь Юрия Петровича в Тарханах стала вовсе невыносимой, так как теща обвиняла его в смерти дочери. По обоюдному согласию он согласился оставить ребенка на попечении бабушки. Он очень любил сына, но сознавал что дать мальчику того положения в обществе, которое гарантировала Елизавета Алексеевна он не сможет.
С тех пор Мишеля разрывали два равносильных чувства: любовь и благодарность к бабке и жалость ко всеми брошенному отцу. Юрий Петрович переехал в свое имение в Кропотово, где жил вместе с сестрами. Больше он так и не женился. Их свидания с сыном были коротки. Скончался Юрий Лермонтов 1 октября 1831 года.
Миша Лермонтов очень страдал от вражды любимых ему людей-бабушки и отца. Свои чувства он выразил стихами:
«Ужасная судьба отца и сына , Жить розно и и в разлуке умереть…»
Отныне Елизавета Арсентьева свою жизнь посвятила внуку, который прожил с ней в Тарханах первые 13 лет жизни. Она делала все, чтобы Миша получил хорошее образование и смог развивать свои способности. Мальчик учился прилежно, имел особенную способность и охоту к рисованию. Свою страстную привязанность к внуку бабушка выражала в том, что в свой дом собрала сверстников Михаила- детей окрестных помещиков и родственников. Умная бабушка лечила уязвленную сиротскую душу внука долгим детством, теплом и уютом домашним.
Бабушкины усилия не прошли даром, вольный деревенский воздух, здоровое питание, поездки на кавказские минеральные воды и Мишины болезни, доставшиеся от больной матери, отступили.
Писать стихи Михаил начал рано, в четырнадцать лет. А когда ему еще не исполнилось 18-ти лет, он написал строки, которые можно назвать его поэтической программой.
Не, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой….
Заканчивается это небольшое стихотворение строками, которые поразительно услышать от юноши: « Кто только мои расскажет думы, Я-или –бог-или никто!»»
В этом стихотворении раскрывается характер юного Лермонтова и каждое слово в нем наполнено смыслом, который нужно разгадать. Он предсказывает свою судьбу «гонимого обществом человека», размышляет о своей душе и это ключевое слово « русская душа», как и собственная божественная миссия на земле будет им осмыслена и раскрыта в следующих стихах.
В 18-ти летнем возрасте Лермонтов пишет стихотворение «Парус», являющееся подлинным лирическим шедевром отечественной поэзии. Попробуем проанализировать каждую строку и попытаться разгадать тайну этого гениального поэтического произведения.
Причем загадка уже содержится в первых строках: -« Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.., что ищет он в стране далекой?, что кинул он в краю родном?.. Прилагательное «одинокой» подчеркивает место человека в этом мире. Один он во Вселенной и другого такого нет. Но белый парус в тумане разглядеть невозможно? И вообще когда море голубое, то тумана не бывает. Он обычно висит над морем, когда оно свинцово-серого цвета. Есть выражение дальние страны, до которых можно доехать или доплыть. До далекой стране, символизирующей бесконечность, добраться невозможно.
« Играют волны- ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…». Вот ветер и разогнал туман и волна такая, что мачта под его воздействие гнется и скрыпит. Именно так происходит с хребтом человека во время переживаемых невзгод. »Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! Эта строка раскрывающая бунтарскую натуру человека, который зачастую сам не знает, что он хочет от жизни. «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…»Тут полностью меняется обстановка вокруг загадочного паруса. Лермонтов усиливает цвет моря. оно даже не бирюзовое или лазурное, а еще более светлого оттенка. Впечатление такое, что парус не скользит по воде, а парит в воздухе. И наконец концовка стиха- «А он мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» выражает суть противоречивого и непокорного нрава человека. Эти гениальные строки гимн мятущейся лермонтовской души, его внутреннего мира, о которой рассказать невозможно без противопоставления образов. Поэт конечно понимал свою уникальность и рассказал «толпе» именно о своей душе в таком зашифрованном виде.
Тема отношений с Богом у Михаила Юрьевича звучит во многих стихотворениях. Очень ярко она выражено в «Молитве», написанной им в пятнадцатилетнем возрасте.
«Не обвиняй меня всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями, я люблю…
В минуты радости когда «лава вдохновенья клокочет на груди моей…» люди богу не молятся, но когда «от страшной жажды песнопенья пускай творец освобожусь, тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь». Михаил Лермонтов подчеркивает, что человек обращается к всевышнему когда он одинок и нуждается в утешении. Поэт всегда ведет прямой диалог с Богом на равных. В своих произведениях Михаил Юрьевич как-бы ощущает себя ненужным богу, потому что видит, что тот безучастен к его судьбе, но с другой стороны просит забрать его к себе. Еретические мотивы звучат и в «Странном человеке»: «Бог! Бог! Во мне отныне к тебе нет ни любви, ни веры! Таким образом отношение поэта к Богу неоднозначное, богоборческие мотивы в творчестве поэта сосуществуют с религиозными и вбирает в себя многогранность поэтического сознания Лермонтова.
Михаил Юрьевич не был философом в научном смысле этого термина, но вся его литература пронизана суждениями о мире, месте человека в нем, о сущности сознания, тайне мироздания и бытия, познании закономерностей в изменении явлений природы и общественной жизни. Его волновали вопросы поиска истины и он проявил себя в этом деле, как человек, блестяще понимающим диалектику познания мира.
С античных времен философы ведут спор об объективной истине, разделившись на идеалистов и материалистов. Мишель в юном возрасте в неоконченном романе «Вадим» двумя строчками так видит этот спор:-« Если можно завидовать чему-нибудь, то это синим, холодным волнам, подвластным одному закону природы, который для нас не годится с тех пор как мы выдумали свои законы. Философский спор об основном законе бытия еще далеко не закончен, нас на этом пути еще ждут новые открытия, но поэт тонко уловил его суть.
Кроме философского понимания сути мироздания, Лермонтову дан удивительный дар предвидения и предсказания будущего. Этим он кардинально отличается от других поэтов и литераторов. Он сам пишет :
С тех пор как Высший судия
Мне дал ведение пророка
В очах людей читаю я
Страница злобы и порока…»
Ему было тяжко жить на бренной земле, потому, что провидение наградило его сим даром и может в этом заключаются суждения современников о нем, как о несносном человеке.
«А много было взору моему
Доступно и понятно, потому
Что узами земными я не связан
И вечностью и знаниями наказан…»
Михаилу Юрьевичу было ниспослано дарование видеть мир не таким каким его видели другие люди. Поражаешься его стихотворению «Предсказание»:
«Настанет год, России черный год
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь …»
Когда читаешь у некоторых современников писанину, что грозные события революций 1917 года были случайными в нашей истории, то так и хочется им посоветовать прочитать Лермонтова, который предсказал неизбежность их наступления почти за век до оных.
Михаил Лермонтов оставил после себя стихи, поэмы, драматические произведения, удивительную прозу, А еще он был прекрасным музыкантом и замечательным художником. Картины Кавказа поражают воображение глубиной и реалистичностью передаваемых образов.
Но Михаил Юрьевич не вел праздный образ жизни. Да он посещал балы, маскарады, пиры и другие обязательные атрибуты великосветской жизни. После учебы в Московском пансионе, где получил фундаментальные знания, был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицерского лейб-гвардейского Гусарского полка. Выпустившись из нее 22 ноября 1834 года в звании корнета, он все свои дальнейшие годы жизни посвятил себя воинской службе. Службу нес исправно и в Нижегородском драгунском полку, и Гродненском гусарском полку. После столкновения и дуэли с Барантом, был переведен в Тенгинский пехотный полк. В боях с горцами на Кавказе Лермонтов проявил себя храбрым и мужественным офицером. Впрочем еще в октябре 1832 года поэт в письме М.А.Лопухиной писал « … если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди».
Тема скорой смерти у поэта прослеживается на протяжении всего творческого пути во многих стихотворениях. Постигнув земную жизнь, «где счастья без обмана нет», ему хочется знать, что происходит с человеком, покинувшим мир земной: «грядущее тревожит грудь мою». В 16-ти летнем возрасте он пишет:
«Боюсь не смерти я. Боюсь исчезнуть совершенно». В июне 1841 года накануне своей гибели Михаил Юрьевич так описывает свою смерть: «В полдневный жар в долине Дагестана, с свинцом в груди лежал недвижим я».
Но судьба распорядилась иначе. В январе 1841 года Лермонтов из Тенгинского пехотного полка отправился в отпуск в Петербург. Он подал прошение об отставке и надеялся, получив ее, всерьез заняться литературной деятельностью. Решение об отказе в отставке принималось лично царем Николаем1. По возвращению в полк поэт заехал в Пятигорск, где получил врачебное разрешение на лечение. Время проводил в компании молодых людей, В доме генерала Верзилина и произошла его ссора с бывшим однокашником, отставным майором Николаем Мартыновым, вызвавшим его на дуэль. Свидетельские показания секундантов: С.Трубецкого, А. Васильчикова, А.Столыпина и М.Глебова расходятся в описании обстоятельств поединка. Неоспоримо, то, что Мартынов сделал роковой выстрел и поэт был убит. Медицинским осмотром было установлено, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и щестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие ткани левого плеча. От полученных ран Лермонтов на месте поединка умер. И тут разразилась аппокалиптическая буря. Гром и молния вместе с проливным дождем делала картину, по словам секунданта Глебова страшной. Так природа прощалась с гением русской литературы и оплакивала его судьбу. Чтобы объяснить необычную траекторию смертельного раневого канала нужно обратиться к событиям предшествующим дуэли. Утром 15 июля, в день поединка, Михаил Юрьевич встречался со своей дальней родственницей Катенькой, которую называл «кузиной.» Она носила на голове золотой ободок, поддерживающий волосы, который назывался бандо. Лермонтов попросил у Катишь бандо и положил его в боковой карман сюртука, обещая вернуть на следующий день. По-видимому этот золотой ободок сыграл роковую роль. От него пуля из пистолета Мартынова срикошетировала и пройдя через все тело, причинив страшные раны, вышла с другой стороны туловища. Окровавленное бандо было найдено в кармане сюртука. Катенька очень хотела оставить его себе, но взявший ободок Глебов его потерял.
Об этой дуэли, которая имела фатальные последствия для русской литературы написано много. Можно также предполагать, что она для Лермонтова была своего рода самоубийством. Перефразируя слова поэта, можно лишь сказать, что увы, он не искал смерти, но и не бежал от нее. Разгадать лермонтовские тайны невозможно, потому что у нас нет ключей к ним. Вполне могло случиться, что, избежав гибели на дуэли, он бы пал в боях с горцами Кавказа в Дагестане, о чем и писал за месяц до своей смерти.
Еще в ранней молодости юный Мишель написал:
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста.
И вот предсказание сбылось! Тело его было предано земле на пятигорском кладбище без молитв и песнопения. Кода убитой горем бабушке, по высочайшему повелению, удалось перевести гроб с телом поэта в Тарханы, то могила бесследно затерялась. Сейчас она воссоздана на городском кладбище Пятигорска, но это не то место, где был первоначально погребен поэт. Прах Лермонтова 23 апреля 1842 года был погребен склепе рядом с могилой матери и деда.
Обычно Лермонтова называют вторым поэтом в русской литературе после Пушкина. Категорически с этим не согласен. Александр Сергеевич –солнце нашей поэзии, от которой веет светом и теплом. Лермонтов же ее буря! Стихотворения Пушкина написаны как-бы в одной плоскости. А поэзия Лермонтова объемна и трехмерна, ибо когда читаешь его стихи устремляешься ввысь и падаешь в бездну одновременно. Поэзии двух гениев по крайней мере равновеликие вершины отечественной литературы. По утверждению В.Г.Белинского, Михаил Юрьевич замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества(века Екатерины 11, Александра 1 и настоящего времени), имеющие между собой связь и некоторое единство. Если бы ему удалось это сделать то, эта эпопея была крупнейшим бриллиантом в алмазном ожерелье русской литературы. Лев Николаевич Толстой однажды сказал– «Если бы Лермонтов прожил дольше, мне нечего было бы делать в литературе. Лермонтовское творчество исполнено прозрением судеб мира и человека.
И все таки главной человеческой ценностью поэт считал свободу, а точнее волю:
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
Эти строки из его стихотворения «Воля» раскрывают удивительную связь человека с природой, которую он тонко ощущал. Поэтому и знаменитое: «дайте волю-волю-волю и не надо счастья мне» воспринимается как жизненное кредо несравненного поэта и писателя.
15 июля 1841 года Лермонтов ушел из мира, который был ему «тесен», но обрел бессмертие. Нам, его потомкам, он подарил возможность своими стихами познавать окружающий мир и прежде всего самих себя. Но и читая его гениальные литературные произведения, до сих пор непостижимо до конца разгадать все то, что хотел донести до нас великий сын России.
Александр Быховец.Симферополь