14 июля после продолжительной болезни на 79-ом году жизни ушел от нас Евгений Геннадиевич Никифоров – активный участник литературной и филологической жизни Крыма, прозаик, критик, публицист, литературовед, заслуженный деятель искусств РК, лауреат Почетного звания «Литературный публицист Крыма» по представлению Таврического национального университета имени В. И. Вернадского, дипломант конкурса «Русское слово Украины — 2002», Международного литературного Волошинского конкурса, лауреат ХII, ХIII Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны», Международного конкурса «Литературная Вена — 2013», дипломант республиканского конкурса «Успех года», лауреат Пушкинской премии РК, лауреат Государственной премии РК, член Союза писателей России.
Творческий «багаж» автора Евгения Геннадиевича составляет около сотни литературоведческих, критических, публицистических и культурологических статей, несколько книг прозы: «У самого синего моря», «мальчик Мерсэм», «А я играю на гармошке», «Сентиментальная командировка в Германию и Францию, или В Тулу с самоваром», «А. П. Чехов глазами провинциала. Заметки учителя гимназии», роман-исследование «Центурии Антона Чехова» в 2‑х томах, «Дом-музей. Кинороман», «2 х 2 = Ad libitum?.. ,или почему «у нас выходит как-то бойчее»?..». Экземпляры некоторых его книг хранятся в Библиотеке Конгресса США, нескольких американских и британских университетов.
Во всех своих текстах и высказываниях прозаик всегда демонстрировал не только самобытный способ мышления, но и практически энциклопедическую память и эрудицию. Постоянные читатели газеты «Литературная газета + Курьер Культуры» в каждом свежем номере привычно отыскивали его имя. Чему бы ни была посвящена новая публикация, это всегда было интересно и заведомо необычно.
Родился Евгений Никифоров в 1946-м году. Яркая трудовая биография, постоянное самообразование и, как следствие, широчайшая культурологическая компетенция – та
основа, на которой базируются его творческие и академические достижения. Евгений Никифоров работал слесарем, продавцом, сантехником, рабочим сцены и садовым рабочим, стрелком ВОХР, плотником, оператором копировальной машины, воспитателем в пионерских лагерях и санаториях, гимназическим учителем. Руководил городским литературным объединением при городской газете «Евпаторийская здравница» и школьным городским «Пресс-центром». Он являлся одним из инициаторов создания, учредителем и активным членом Евпаторийского культурно-просветительского общества имени Анны Ахматовой. В гимназии имени И. Сельвинского, где он проработал несколько лет, ему пришлось преподавать зарубежную и русскую литературу, народоведение, мифологию, историю мировой художественной культуры, историю Древнего мира, введение в научно-исследовательскую деятельность. Среди его выпускников – преподаватели школ и ВУЗов, журналисты, искусствоведы, киноведы, юристы, дизайнеры, специалисты по международному туристическому бизнесу.
Объективным признанием заслуг Евгения Геннадиевича Никифорова в Евпатории стало присуждение ему в 2008 г. городской премии «Общественное признание» в номинации «Urbi et orbi».
Большую часть жизни отдав учительскому труду, Евгений Геннадиевич не переставал писать и «будить мысль» у своих читателей. Его тексты всегда отмечены злободневной направленностью не только во вневременную ноосферу, но и в «сегодня», в «сейчас». Въедливый ум и феноменальная читательская память позволяли ему подмечать и разрабатывать в науке не замеченные другими детали художественных произведений, открывая новые пути их интерпретации. Немаловажно и то, что автор не только положительно оценивал те или иные литературные явления, но имел смелость публично возражать против явлений негативных. Как по-настоящему талантливый человек Евгений Никифоров всегда находился во власти своего писательского дара. Кажется, что его «творческое возбуждение» неистощимо. Закончив и опубликовав одну книгу, он уже одержим замыслом следующей (и не одной!). Его монументальные «Центурии Антона Чехова» — главный труд писательской и академической деятельности
Евгения Никифорова, итог 20-летней исследовательской аналитической работы и художественного осмысления места А. П. Чехова в русской и мировой культуре. Этот роман-исследование, в котором автор раскрыл и продемонстрировал единство и нерасчленённость культуры России, можно по праву назвать мини-энциклопедией. Особое внимание в «Центуриях» уделено вопросам веры и верности православной традиции в воспитании писателя, что было благожелательно отмечено официальными представителями церкви. Читатели, познакомившиеся с книгой, единодушно отмечали выразительный, образный, исторически точный и выверенный русский язык романа, благодаря чему в нём ярко и впечатляюще воссоздается «аромат эпохи» конца ХIХ — начала ХХ века. В 2013 году Евгений Геннадиевич Никифоров как оригинальный исследователь творчества А. П. Чехова был награжден специальной премией Председателя совета министров АРК — сертификатом на получение гранта для издания многолетнего труда — «Центурии Антона Чехова». Будучи сам большим книжным знатоком, ценителем и собирателем, автор «Центурий» создал жемчужину для коллекций библиофилов. Чехов у него разный, сложный, неоднозначный: прозорливый и насмешливый, гостеприимный, скупой на ласки и нежности и отзывчивый, постоянно устраивающий розыгрыши. Удивительное совпадение: но таким был и сам Евгений Геннадиевич. Врожденная интеллигентность, деликатность и внутренняя культура, высокая образованность и мощный творческий талант сочетались в этом мудром человеке с предельной скромностью и простотой в общении. Он обладал необыкновенной харизмой и потрясающим чувством юмора. Умел оригинально пошутить, рассказать какой-нибудь остроумный анекдот или курьезный случай из собственной жизни с невозмутимым серьезным лицом — лишь только веселые искорки в глазах выдавали его настроение. А каким он был затейником, какие веселые, оригинальные розыгрыши для друзей умел он придумывать! Я до сих пор бережно храню помимо других теперь уже памятных мне вещей и шуточных стихотворных посвящений в свою честь «Диплом Пегаса», полученный на свой юбилей из рук Евгения Геннадиевича. Самый настоящий диплом, оформленный по всем правилам типографии, с печатями, подписями и штампами, комичными, смешными и остроумными.
Евгений Геннадиевич скончался через 3 дня после своего дня рождения, и впервые мы не смогли его поздравить, пожелать ему доброго здоровья, новых книг, творческого вдохновения, авторских встреч. Не собрались как обычно дружеской компанией за небольшим деревянным столом в маленьком никифоровском дворике, густо увитом виноградными лозами с тяжелыми янтарными гроздьями, которые свешиваются прямо в ладонь. Здесь мы проводили уютные вечера в гостеприимной семье Никифоровых. Каждое лето на отдых в Евпаторию приезжала семья известного русского писателя В. А. Бахревского. Эти две семьи связывает многолетняя дружба. За бокалом доброго крымского вина, за чашкой ароматного чая протекала наша неспешная беседа в тенистом дворике. С непередаваемым интересом слушали мы двух титанов творческой мысли, писателей-тяжеловесов. Каждая из таких встреч была бесценна. Невозможно представить, что больше не будет таких вечеров. Для меня Евгений Геннадиевич не числится в ушедших, потому что более жизнерадостных людей мне трудно назвать. Он очень любил жизнь, любил книги, искусство, творчество, своего читателя и до последних дней он писал, как будто чувствовал свой скорый уход. Спешил поделиться своими мыслями и переживаниями, которые всегда переполняли его неутомимую писательскую душу.
Он по-другому не умел жить.
Евгений Геннадиевич Никифоров внес весомый творческий вклад в крымскую литературную летопись, оставив нам богатое бесценное наследие — свое творчество, свои мысли, свое сердце. Он навсегда останется с нами в светлых воспоминаниях, в интересных, талантливо написанных книгах, литературоведческих исследованиях, в добрых благих делах.
Анна Зенченко, член СП России
Коллектив евпаторийских писателей, членов регионального Союза СП РФ в лице С. Г. Овчаренко, О.Ф. Бондаренко, Т. А. Дугиль, А. И. Зенченко выражают глубокое, сердечное соболезнование членам семьи ушедшего от нас собрата по писательскому цеху Е. Г. Никифорова.