Спектакль «Амадей» в Крымском академическом театре им. М.Горького.

Режиссёр — Владимир Магар

В спектакле «Амадей» режиссёра Владимира Магара придворный композитор Антонио Сальери — знаковый герой. Зависть Антонио Сальери — это волна мощнейшей энергии, охватывающей человека. Через Сальери режиссёр говорит об энергии человеческой зависти, её невиданной силе, провоцирующей поступки. И эта энергия, как непрерывно вращающая турбина, движет событиями, создавая саму историю о гениальном композиторе Амадее Вольфганге Моцарте и его окружении.  Автор пьесы Питер Шеффер назвал своё произведение Амадей; и автор спектакля Владимир Магар дал название своему спектаклю аналогичное названию пьесы.  Этот важный момент единомыслия драматурга и режиссера подчёркивает, что воплощённая на сцене история о гениальном Моцарте, — это метафорическое обобщение нечто большего, чем всего лишь сценическое повествование о жизни великого композитора. 

Энергия души человека — это дар Всевышнего. И как один вид энергии превращается в другой, при этом нарастая с большей силой; так и в грехах — поступках человеческих концентрируются разные виды энергии, взаимодействующие друг с другом, рождающие события, переворачивающие всю человеческую жизнь.  Что же может совершить человек, охваченный неуправляемой энергией зависти?

Энергию, вдыхаемую в человека Господом, можно увидеть на стекле маленького зеркальца, если поднести его к ещё дышащему человеку. Именно с маленьким зеркальцем в начале и в финале спектакля играют  будущие герои истории —  оживающие  каменные скульптуры-мумии. Маски и костюмы очень выразительные: одни — выбранные персонажи из опер Моцарта, другие — маски итальянской комедии, предают спектаклю неповторимую театральную праздничность маскарадного представления,  делая спектакль не только насыщенным символами и  смыслами, но и просто украшая его (художники — Борис Бланк, Кирилл Ерёмин, свет — Роман Клочков).  С древних времен доктора проверяли есть ли в человеке ещё его жизнь — читай Господня энергия,-  присущая каждому земному существу. Именно поэтому в финале герои спектакля, «сбрасывая маски» — снимают грим и парики, — напоминают о том, что энергия жизни она вне времени. И обычные земные люди своей жизненной энергией, дарованной Всевышним, творят историю, создают гениальное, живущее в веках.

Ключевые сцены — завязку, кульминацию, развязку,-  режиссёр умело выносит на первый план авансцены. Этим он не только ставит акцент на событии, но и высвечивает героев словно через увеличительное стекло. А оно позволяет не просто помнить  «все твои трещинки», оно позволяет посмотреть в глаза — зеркало души, как в зеркало, на которое дышат, определяя жив или нет, живёт ли душа ещё…

Глаза Сальери — живые, выразительные, умело подчёркнутые кистью гримёра, — это жадные глаза хищника в темноте.  Как продолжение этой хищнической зависти, Сальери появится в последних сценах спектакля в образе  чёрной хищной птицы-человека, созвучного маске из оперы Каменный Властелин.

Одна из ключевых сцен — сцена сговора Сальери (Дмитрий Ерёменко) и Констанции (Кристина Овчаренко). Появление рыжеволосой Констанции, — женщины роковой и спасительной для музыкального гения Моцарта, так и не доставшейся завистнику Сальери. Рыжая красотка, принесшая рукописи музыки гения его завистнику, возникает из звонких тонких музыкальных звуков то ли цоканья каблуков, то ли нот, звучащих из древнего клавесина… и это очень напоминает тиканье часов, отсчитывающих момент рождения губительной идеи завистника. Теперь время пошло… С этого цоконья-тиканья и начинается процесс заговора. Идея родилась. Она, как новорожденный ребёнок, постепенно взрослеет, её сила увеличивается с каждым совершенным шагом..

А что же Моцарт  (Андрей Пензин; Сергей Жолобов)? Легкий и забавный, для своих современников словно Костик из Покровских ворот, он душа компании простаков, он не совсем в ладах с начальством,  он смеётся, играючи сиюминутно выдавая вековые шедевры из головы. Но вопрос: дорожит ли гений своими произведениями, позволяя директору императорского театра (Владимир Меньшиков) смять и выкинуть несколько листков рукописи? Он не осознаёт то, каким даром владеет. Жизнь, помимо бесценного таланта, дарит ему трудности за трудностями, а он растворяет эти «дары» в вине, не заботясь о сохранении гениальных мелодий. За него это сделают его слушатели. Режиссёр перекроил пьесу, позволив себе дописать несколько сцен, созвучных событиям и времени. Одна из них — разговор благодарных слушателей (Антон Навроцкий, Ирина Бирюкова, Михаил Онышкевич). Музыка Моцарта была популярна не только на императорских спектаклях, но и в местных кабачках, где и находила благодарных слушателей. Слуги просцениума в пьесе  — голоса и шёпот сплетников и духов — переросли в спектакле в голоса благодарного народа, для которого в кабачках и играла музыка Моцарта.

Великолепны детали костюмов (художники по созданию масок и декору Любовь Курганова, Светлана Юрченко, Анна Гришина, Светлана Шокарь, Людмила Ершова, Виталий Фадеев, Виктория Замотайло), — всё от пуговиц до перстней и заколок в париках… как известно, дьявол кроется в деталях, и этих прекрасных деталей в спектакле очень много…

Любовь Субботина. Театровед. Севастополь