Иван Константинович Айвазовский – великий российский живописец, один из создателей русского маринизма. Он родился 205 лет назад, 29 июля 1817 года, в Феодосии. С детства пристрастился он к рисованию (самоварным углём рисовал на белённых известью стенах родного дома).

Центром деловой жизни горожан был базар. Отца (армянина по национальности), знавшего шесть языков, назначили базарным старостой. Мать выполняла подённую работу в богатых домах. Жили бедно.

Градоначальник Александр Иванович Казначеев проявил живой интерес к юному таланту и купил для маленького художника рисовальную бумагу и краски. Став таврическим губернатором, он посодействовал Айвазовскому, чтобы его приняли в симферопольскую гимназию, а по окончании её – в петербургскую Академию художеств. По гимназическим рисункам юношу зачислили в пейзажный класс. Занимался он и в классе батальной живописи.

В Академии Айвазовский учился шесть лет (1833 – 1839). В залах Эрмитажа, изучая творчество старых мастеров, копировал морские пейзажи художников Голландии. В 1837 году за картины «Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте» получил большую золотую медаль.

Поскольку академический курс Айвазовский закончил за 4 года, последние два года обучения ему заменили практикой в родном Крыму. Результатом стали картины «Вид Керчи», «Георгиевский монастырь», «Севастопольский рейд» и другие. Особенно привлекала художника красавица Ялта, он называл её «жемчужиной Крыма». На одной из картин  он изобразил угасающий летний день с последним отблеском  догорающей зари. На берегу – фигуры рыбаков, лодки и парусные шхуны покачиваются на волнах. Вдали виден Аю-Даг, в зелени парка белеет дворец Ореанды.

По картинам Айвазовского русское общество знакомилось с Крымом, с его удивительно богатой и разнообразной природой.

Академию художеств Иван Айвазовский окончил с золотой медалью, получил звание классного художника и в качестве пенсионера АХ на 4 года уехал в Италию для совершенствования мастерства.

В Европе художник изучал марины в музеях и сам устраивал выставки своих картин. Полотна быстро раскупались, а вырученные деньги Айвазовский раздавал бедным художникам-академистам. Талантливый маринист не только утверждал славу русского искусства на Западе, но и стал членом ряда  европейских академий художеств. Утвердилось всеобщее мнение, что Айвазовский достиг подлинной вершины мировой маринистической живописи. В Петербург он вернулся со множеством картин, рисунков и акварелей. Через год он стал академиком.

В 1836 году произошла его встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным на выставке в Академии художеств. Когда поэт стал с интересом рассматривать картины Айвазовского, автор, робея, вышел из-за колонны и представился. Узнав, что Айвазовский – уроженец Крыма, Пушкин обнял его и признался, что картины всколыхнули в нем воспоминания о счастливых днях, которые он провёл в благословенной Тавриде, и поблагодарил за это художника.

Позже Айвазовский посвятит любимому поэту несколько картин: Пушкин у скал Аю-Дага, в Гурзуфе, с Марией Волконской на морском берегу, «Восход солнца с вершины Ай-Петри, когда Пушкин любуется им». Картину «Прощание Пушкина с морем» Айвазовский написал вместе с Ильёй Репиным.

В 1846 году художник вернулся в Феодосию, чтобы больше никогда не покидать родной город у Чёрного моря. Айвазовский признавался: «Море – это моя жизнь». Обладая зорким зрением, наблюдательностью и великолепной памятью, мастер, работая над картинами, добавлял и свою фантазию. «Моё воображение сильнее действительных впечатлений, – писал он. – Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск воды – немыслимо с натуры». Опыт и чутьё подсказывали послушной кисти, как класть краски на холст.

Особенно сильное впечатление на зрителей производили картины, на которых изображались бури и кораблекрушения. Казалось, что явственно слышались яростный вой ветра, грохот падающих в море прибрежных скал, треск ломающихся мачт, оглушительные раскаты грома. Мужественные люди стремились одержать победу над стихией, когда крутые волны бросали их шлюпку на скалистый берег.

Павел Михайлович Третьяков был искренним поклонником Айвазовского, приезжал в Феодосию, чтобы отобрать картины для своей коллекции. Среди них особенно  ценной была картина «Чёрное море». Гордостью Русского музея имени императора Александра III в Петербурге стала картина «Девятый вал».

Подлинным шедевром является картина «Среди волн»: пробившись сквозь облака, луч солнца тонет в морской пучине, а волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте…

Конечно, Айвазовский прекрасно рисовал и спокойное море в ясный день, когда вода дышит тишиной и безмятежностью, а парусник медленно скользит по зеркальной морской глади. На полотне мастера ночь полна поэтического очарования: кажется, слышен шорох набегающих на берег сонных волн и звучит «Лунная соната» Людвига ван Бетховена…

Ещё в детстве Иван Айвазовский любовался заходившими в феодосийский порт удивительно красивыми парусниками Черноморского флота. В 1839 году его пригласили участвовать в трёх боевых десантных операциях на кавказском побережье. Айвазовский познакомился с выдающимся флотоводцем Михаилом Петровичем Лазаревым и написал его портрет: адмирал стоит на борту корабля во время смотра Черноморского флота. Сблизился художник и с молодыми офицерами – Владимиром Корниловым и Павлом Нахимовым. Вскоре Айвазовский стал официальным живописцем Генерального морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства. За свою долгую жизнь художник создал летопись побед русского военно-морского флота, начиная с Гангутской битвы со шведами при Петре Первом. Айвазовский писал: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и даёт мысль как художнику изображать её на полотне». В наше время батальные картины мастера представлены во многих военно-морских музеях и училищах России.

Широкой известностью пользуются картины Айвазовского «Чесменский бой» и «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами».

В 1846 году отмечали 10-летие творческой деятельности Айвазовского. В Феодосию из Севастополя пришли корабли Черноморского флота для приветствия художника. На флагманском корабле «Двенадцать апостолов» прибыл сам адмирал Владимир Корнилов. В ответ юбиляр напишет картину «Черноморский флот в Феодосии».

В творчестве мариниста нашла отражение и война 1853-1856 годов. После Синопского сражения, оставив все работы, Айвазовский приехал в Севастополь, чтобы узнать от очевидцев подробности о том, как эскадра Черноморского флота уничтожила турецкий флот и береговые батареи противника. Когда художник показал полотно «Синопский бой», адмирал Нахимов сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана!». Крымской войне Айвазовский посвятил несколько работ, среди них: «Осада Севастополя», «Адмирал Нахимов на бастионе Малахова кургана, где был поражён неприятельской пулей», «Переход русских на Северную сторону» и «Малахов курган». Деньги за проданные картины Айвазовский передавал  в пользу раненых воинов.

В доме художника стояли модели парусных кораблей и чучела морских птиц. Посетители иногда наблюдали за мастером во время работы: глаза его блестели молодым задором, позы и жесты были весьма эффектны Не отрываясь от мольберта, художник весело шутил. Видно было, что работа доставляла ему истинное наслаждение!

Многие путешественники, приехав в Феодосию, проникались любовью к Чёрному морю. В 1888 году Антон Павлович Чехов, впервые посетив Крым, в Феодосии познакомился с Айвазовским. Дни тогда стояли жаркие, душные, и писатель говорил себе: «Нет, надо уехать!» И лишь о море он отозвался с восторгом: «Море чудесное, синее, нежное. На берегу его можно прожить 1000 лет – и не соскучиться!».

Айвазовский уделял немало времени родному городу. Он построил гимназию, открыл библиотеку и художественную мастерскую для начинающих живописцев. Участвовал в организации строительства торгового порта и железной дороги Феодосия – Джанкой. Как археолог, получив «открытый лист», раскопал 80 курганов, в одном из которых были найдены ювелирные украшения, выполненные античными мастерами IV века до н.э. Сокровища эти хранятся в кладовой Государственного Эрмитажа. В Феодосии Айвазовский построил здание археологического музея.

Горожане страдали от недостатка питьевой воды, и Айвазовский объявил: «Я дарю городу в вечную собственность 50 000 вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субишского источника». По проекту и на средства художника был построен 30-километровый водовод, а в городе соорудили фонтаны. Одному из них дали имя Айвазовского, а другой он назвал в память о своём благодетеле А.И. Казначееве.

Многие считали Айвазовского «отцом города»: он перекрестил едва ли не половину новорождённых, щедро одаривая каждого.

Мастер-живописец стал первым почётным гражданином Феодосии. В 1930 году феодосийцы поставили ему памятник на набережной: художник изображён в момент творческого вдохновения, он сидит с палитрой и кистью в руках, взор устремлён в морскую безбрежную даль. Надпись: «Феодосия – Айвазовскому».

Прожив 83 года, он 63 из них стоял у мольберта. Наследство художника составляют 6 000 живописных творений!

Погребён великий маринист в центре Феодосии, возле древней армянской церкви св. Сергия (Сурб Саркис). Здесь в 1817 году священник крестил маленького Ованеса (Ивана).

На саркофаге из каррарского мрамора написано: «Родившись смертным, оставил о себе бессмертную славу».

После присоединения Крыма к России в 2014 году в Симферополе через 4 года был построен международный аэропорт, контур главного здания напоминал морскую волну. Аэропорт был признан самым красивым в нашей стране.

В рамках проекта «Великие имена России» было проведено интернет-голосование, по итогам которого, в соответствии с пожеланиями крымчан, аэропорту было присвоено имя Ивана Константиновича Айвазовского. В 2020 году на привокзальной площади торжественно открыли памятник великому художнику как символ глубокой всенародной благодарности за его многолетний вдохновенный труд.

Инна Козеева, член Союза писателей России

Фото из открытых источников