Антон Павлович Чехов завершил свой жизненный путь 15 июля 1904 года.
Его дорога в литературу была долгой и многотрудной. Писать побуждало полунищенское существование большой семьи, забота о которой легла на его плечи, когда он был ещё студентом медицинского факультета Московского университета. Чтобы получать копеечные гонорары от издателей газет и журналов, Чехов, по его словам, писал «через силу, поневоле, писал мерзко, неуклюже, проклиная бумагу и перо».
По окончании учёбы ему захотелось жить независимо, чтобы иметь возможность не только спокойно работать врачом, но и писать. Для этого надо было отделиться от родительской семьи. «Придётся удрать в дебри в земские эскулапы. Милое дело!». Имение Мелихово было куплено с рассрочкой долга на несколько лет. Но когда и сюда стало приезжать много родственников, друзей и знакомых, Чехову пришлось строить флигель, в котором он позже напишет пьесу «Чайка».
Когда вышел сборник «Пёстрые рассказы», на титульном листе после псевдонима – в скобках – впервые стояло настоящее имя автора. В эту книгу вошли рассказы, ранее напечатанные в «Петербургской газете» и в юмористических журналах.
Издатели требовали от автора, чтобы рассказ уложился в сто строк. Но Чехову уже мешало это « прокрустово ложе»: «У меня есть тема. Я сажусь писать. Я сжимаю, елико возможно, процеживаю в ущерб и теме, и форме».
Владельцы изданий непременно желали юмора и морщились, когда Чехов приносил «серьёзные вещицы», — опасались строгой цензуры («как
бы чего не вышло!») Лишали молодого писателя права использовать в рассказах образы и картины, которые были ему дороги. Требовали от автора срочности работы.
С трудом Чехову удалось преодолеть эти препоны. И он стал писать прекрасные рассказы – «Враги», «Кошмар», «Панихида», «Святою ночью» и другие.
На молодого прозаика обратил внимание редактор петербургской общерусской газеты «Новое время» (тираж 40 000 экземпляров) Алексей Суворин. Он оценил глубину авторских размышлений и поэтику пейзажей. За рассказы Суворин платил гораздо больше, чем получал Чехов в качестве гонорара от московского издателя журнала «Осколки».
Антон Павлович берётся за большую повесть – «Степь». Он описывает родные места, дорогу в город детства – Таганрог. «Вижу старых приятелей – коршунов, летающих над степью. Курганчики, белые хаты, южные речки – всё знакомо и памятно». Герой повести – человек, находящийся в неразрывном и гармоничном единстве с природой. Это произведение свидетельствовало о профессиональном мастерстве молодого писателя. Талант его был признан.
Следующий этап творческого развития заключался в том, что Чехов обращал всё больше внимания на внутренний мир человека, на его душевные переживания. Он старался раскрыть психологическое состояние героя через внешние черты – выражение глаз, мимику, жесты, речь. Вспомним рассказ «Толстый и тонкий». Мелкий чиновник, узнав при встрече с однокашником-гимназистом, что тот «до тайного дослужился», вдруг побледнел, окаменел, «лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… на лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты…».
Суворин справедливо отмечал, что Чехов «судил с необыкновенной тонкостью и чуткостью о людях и о жизни». Врач и писатель, он стремился постичь суть человека как удивительнейшее создание природы, способное к безграничному самосовершенствованию.
Одно время Чехов, по словам доктора филологических наук Александра Чудакова, «склонялся к вере в мировую гармонию, определяемую высшей волей, хотел в неё поверить. Но честность и трезвость его как мыслителя и художника были таковы, что он не мог закрыть глаза на дисгармонию окружающей действительности».
После смерти старшего брата Николая, когда Чехов приехал в Ялту, его часто видели сидящим у моря в глубокой задумчивости. Он тогда мысленно уже писал рассказ «Скучная история», в котором старый учёный подводил итоги своей сложной и противоречивой жизни.
«Хорошо, — заносит Чехов в записную книжку, — если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не уходила в вечность бесследно». Смысл жизни человека – вот тема, волновавшая тогда писателя. В рассказе «Огни» Чехов показал, к каким трагедиям ведут мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности мира.
Он пробует свои силы в сценическом искусстве: там можно было вложить в уста персонажей давно выношенное, актуальное, волновавшее зрителей и всё общество. Популярность обрели водевили «Медведь» и «Предложение», их ставили во многих городах на любительских сценах и в профессиональных театрах.
В юности у Чехова была задача – написать за год 100 рассказов. А теперь он работал больше, но не спешил печатать. Если раньше он писал рассказы без помарок, то теперь на его столе страница рукописи могла лежать несколько дней. О художественной литературе он говорил: «Её назначение – правда безусловная и честная».
В 1888 году за сборник «В сумерках» Чехову присудили Пушкинскую премию. Росли его известность, популярность и слава. Но Чехов не хотел «бронзоветь», опасаясь застоя в творчестве. «Надо, — шутливо писал он, — подсыпать под себя пороху и надо себя дрессировать».
После поездки на остров Сахалин Чехов писал Суворину: «Как Вы были не правы, когда советовали мне не ехать на Сахалин. У меня чёртова пропасть планов!». Впечатления от этого путешествия нашли отражение в рассказах «Гусев», «Бабы», «Убийство», «В ссылке». А в повести «Палата №6» Чехов словно описал тюремный лазарет, который видел на острове для ссыльных и каторжан.
Чтобы достичь успехов, человек творчества должен отдать ему всю жизнь, здоровье, все силы души и тела. Чехов знал это лучше кого-либо другого. Но результатом физического и душевного перенапряжения стала неизлечимая болезнь лёгких, побудившая Чехова переехать в Крым, где в Ялте писатель построил дом и заложил сад, ставший для Антона Павловича «лечебным кабинетом под открытым небом».
Его любимыми местами на Южном берегу Крыма были Симеиз, Ливадия, водопад Учан-Су.
А вот строки из рассказа «Дама с собачкой»: «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака…однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое… Так шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет… Успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете…».
Благодатный климат Крыма продлил жизнь писателя почти на пять лет, дал возможность написать великолепные пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сал». Для издателя А.Маркса Чехов успел собрать рассеянные по десяткам периодических изданий сочинения, пересмотреть их, а многие заново отредактировать. Благодаря этой титанической работе читатели получили новые варианты старых рассказов. Маркс издал их в 16 томах в виде бесплатного приложения к популярному в России журналу «Нева».
Как вспоминал Иван Бунин, Чехов однажды сказал, что жизнь после смерти – вздор. Но потом утверждал иное: «Ни в коем случае немыслимо исчезнуть после смерти. Бессмертие – факт!»
И вот прошло уже 118 лет, но Чехов и сегодня — с нами!
Мы в детях будущее Родины растим
Ялту справедливо называют городом Чехова. Об этом знают школьники с самого раннего возраста.
Когда в 2007 году Ялтинское литературное общество имени А.П. Чехова выпустило первый номер альманаха для детей «Лучик солнца», сборник начинался с вопроса к ребятам: «А вы Чехова читали?»
Выяснилось, что дети хорошо знакомы с рассказом «Каштанка». Как раз в том году исполнялось 120 лет со дня опубликования этого замечательного рассказа. И мы провели в начальных классах школ викторины по сюжету рассказа с интересными вопросами, а также конкурсы детских иллюстраций к нему, показали ребятам мультфильм «Каштанка».
Для учащихся среднего школьного возраста был проведён городской конкурс сочинений на тему «Мой любимый рассказ Чехова». Ребята дали анализ таких произведений, как «Ванька», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и других. Приятно удивили сочинения по рассказу «Дама с собачкой», написанному в Ялте. Очевидно, именно этим он был особенно интересен школьникам.
Дети активно участвовали в конкурсе юных чтецов, на котором звучали отрывки из чеховских рассказов и пьес, в том числе в драматическом исполнении.
Старшеклассникам особенно понравились конкурсы между командами классов на доскональное знание сюжетов и героев рассказов «Хамелеон» и
«Хирургия». Выявились настоящие знатоки чеховского художественного слова.
В день рождения и в день памяти Чехова школьники приходят вместе со взрослыми в Приморский парк, возлагают цветы к памятнику Антона Павловича и читают стихи, посвящённые гению русской литературы. К примеру, такие строки:
Писатель пусть простит меня, мальчишку,
Но я хотел бы Чехова спросить:
«Что занесли Вы в записную книжку?
Быть может, афоризм, что долго будет жить?
Поверьте нам, что Ваши сочиненья
Читает с благодарностью народ.
И тем гордится юных поколенье,
Что в Ялте – Вашей, чеховской живёт!»
Известно суждение Антона Павловича: «Меня будут читать лет семь … а потом забудут. Но потом пройдёт некоторое время – и меня опять начнут читать, и тогда уже будут читать долго».
Инна Козеева, член Союза писателей России,
лауреат премии имени А.П. Чехова
Фото из открытых источников