Этот государственный праздник установлен Верховным Советом Российской Федерации 30 лет назад, в 1992 году, в честь принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН – ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ РУССКОГО НАРОДА

В 1880 году, 8 (20) июня состоялось торжественное заседание Общества любителей русской словесности при Московском университете, посвящённое 80-летию со дня рождения Александра Пушкина. На юбилейном форуме выступили Афанасий Фет, Лев Толстой, Иван Бунин, Алексей Толстой и другие. Но самой яркой была речь Фёдора Достоевского, в которой он отметил «глубоко прозорливый и гениальный ум» поэта, его «чисто русское сердце».

В творчестве Пушкина особенно ценным было то, что он первым показал болезненное явление в России в первой половине XIX века – отрыв интеллигенции от родной почвы. Однако поэт не впадал в отчаяние, полагая, что болезнь не смертельна, если передовые люди присоединятся к народной правде. Таких людей Пушкин показал в «Евгении Онегине», в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёвского бунта». Поэт видел залогом духовного возрождения интеллигенции её единение с русским народом, его традициями, обрядами и святынями.

Изучая в Лицее историю Отечества, Пушкин, конечно же, знал о народных восстаниях Болотникова, Разина, Пугачёва, и он уже тогда осознал, что это путь кровопролитий и ещё большего закабаления народа.

Во время ссылки в село Михайловское, приступая к работе над трагедией «Борис Годунов», Пушкин обратился к только что вышедшим из печати X и XI томам «Истории Государства Российского» Николая Карамзина, которые повествовали о событиях начала XVII века, о «смутном времени» и народном восстании против царского самодержавия.

В исторической драме «Борис Годунов» Пушкин создал запоминающийся образ инока Чудова монастыря, летописца Пимена, явив читателям его смиренную духовную красоту – как отражение высоконравственной жизни русского народа. «Повсюду, — утверждал Достоевский, — у Пушкина слышна вера в русский характер, вера в его духовную мощь». Отец Пимен завершает своё последнее многолетнее сказание в надежде, что другой монах, обученный книжному искусству, найдёт его усердный труд и, «пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет, да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Пимен был свидетелем многих трагических событий в истории Руси:

«Мне чудятся то шумные пиры,

То ратный стан, то схватки боевые…»

Своему юному последователю летописец даёт совет:

«Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса».

Вот и Пушкин видел своей задачей – исторически верно

«воскресить минувший век во всей его истине».

Главный герой пьесы — вовсе не царь Годунов: ведь он преступник, окончательно закрепивший крепостное право отменой «Юрьева дня», то есть дня, когда крестьянин в день святого Георгия мог перейти к другому, более «справедливому» помещику. Смерть царя от тяжёлой болезни народ воспринял как божье наказание за угнетение.

Не является главным героем и Самозванец – Лжедмитрий. Когда он приближался с войском к Москве, в народе росли сомнения и тревоги. Пьеса завершается описанием событий на Лобном месте Красной площади. Здесь собрались толпы народа. Один из бояр, обращаясь к людям, спрашивает: «Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!»

Но народ отказывается приветствовать новоявленного царя. Пушкин заканчивает драму так: «Народ безмолвствует». Так проявляется сила народа — грозная в своём единодушном осудительном молчании. Значит, недолго править новому царю на Руси!

Истинный герой трагедии «Борис Годунов» — народ. Именно он в конце концов решает судьбу бояр, дворян, духовенства, польских аристократов, посягнувших на русские земли. Пушкин был убеждён  в том, что Русь сильна «мнением народным».

Пьеса была завершена в 1825 году, за месяц до восстания декабристов. Автор хотел показать в ней, что русский народ способен бороться за своё освобождение от рабства. Пушкин писал тогда Василию Жуковскому и своему другу Николаю Раевскому: «Это свежо, как газета вчерашнего дня!». И хотя поэт давно хотел «на тронах поразить порок», он не верил в успех восстания, так как люди, готовившие его, были обречены на поражение, поскольку не опирались на народные массы. За много лет до этих событий в стихотворении «Деревня» Пушкин прозорливо писал:

«Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя… ?»

Так и произошло в 1861 году при императоре Александре II, отменившем крепостное право.

Примечателен следующий факт. В 1829 году Пушкин, прогуливаясь в Петербурге по Невскому проспекту, увидел молодого человека в мундире Царскосельского лицея и спросил: «Вы, верно, только что выпущены из лицея?» — «Да, я прикомандирован к гвардейскому полку. А вы, позвольте спросить, где служите?» — «Я числюсь по России», — ответил Пушкин.

Прав был Александр Сергеевич, когда писал свои бессмертные строки:

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык…»

(В старину слово «язык» означало «народ»)

Фёдор Тютчев вторил Пушкину:

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!»

Воистину Александр Пушкин — всенародный поэт на веки веков!

Примечание — Статья построена на триединстве: А.Пушкин, русский народ, Россия. Поэтому она как раз и написана ко Дню России! Может ли быть праздник День России без её народа? И может ли быть русский народ без её великого поэта? Речь в статье идёт о трагическом смутном времени, когда Польша хотела уничтожить Русское государство, а спас его сам простой народ русский! Поэтому главный лозунг праздника 12 июня — «Вечная слава Великой России и её народу!».

Инна Козеева, член Союза писателей России

Фото из открытых источников

Пресс-служба Крымского Центра