Весну 1944 года крымчане назвали «весной освобождения». С Таманского полуострова шла Отдельная Приморская армия генерала А. И. Ерёменко, её бойцы освобождали Керчь, Феодосию, Судак и Алушту. От Бахчисарая через перевал Ай-Петри шёл батальон 777-го полка Темрюкской стрелковой дивизии под командованием полковника Г.Н. Преображенского.

Над холмом Дарсан, что возвышался с севера над Ялтой, взлетели сигнальные ракеты. Началось сражение за освобождение города. Из горных лесов стали спускаться партизанские отряды.

Среди фашистов началась паника. Озверевшие гитлеровцы согнали на территорию порта 3 тысячи мирных жителей, чтобы вывезти их на баржах в море и утопить, но … не успели.

В этот день – 16 апреля – была православная Пасха. У собора Александра Невского священники встречали входившие в город танки и пехоту, освящая их крестным знамением.

Воины, впервые оказавшиеся в Крыму, с интересом смотрели на пальмы и кипарисы, на синее море и белокрылых чаек. Но видели они и последствия бомбардировок – разрушенные и сожжённые дома. Побережье было опутано колючей проволокой, всюду были фашистские доты и пулемётные гнёзда.

Разведчики узнали, что перед отступлением из Ялты в Севастополь немцы заминировали морской порт, электростанцию, а также улицы, по которым могли пройти части Красной Армии. Мины должны были сработать через сутки. С риском для жизни сапёры стали искать подземные кабели. Среди пленных фашистов выявили офицера, который закладывал гнёзда мин, на допросе он согласился рассекретить их. Угроза миновала, жители смогли вздохнуть с облегчением.

Приказом Главнокомандующего двум батальонам и стрелковому полку было присвоено наименование Ялтинских, а звание Почётных  граждан Ялты получили их командиры — майоры В.И. Мальцев, В.В.Сергеев и подполковник Д.Б. Наджабов.

В честь освобождения Ялты в Москве прогремел салют из 124 орудий 12-ю артиллерийскими залпами.

Через месяц жители деревни Ай-Василь, труженики рыболовецкого колхоза «Пролетарский луч» и других коллективов собрали средства на строительство танковой колонны «Красный партизан».

Открылся дом отдыха Краснознамённого Черноморского флота. На Морской улице первых читателей пригласила городская библиотека. Ялта возрождалась для мирной жизни.

Не удался берлинским стратегам геростратовский «План Барбаросса», в соответствии с которым Массандровский дворец императора Александра III предназначался для будущего гауляйтера полуострова «Готенланд» (так немцы называли Крым). А в Ливадийском дворце, который после победоносной для Германии войны должен был стать летней резиденцией Адольфа Гитлера, в феврале 1945 года работала Крымская конференция глав трёх великих держав антигитлеровской коалиции – Советского Союза, США и Великобритании.

После её завершения президент США Франклин Делано Рузвельт в отчёте американскому конгрессу отмечал: «Во время моего пребывания в Ялте я видел примеры безжалостного, бессмысленного, яростного разрушения, которое осуществлял гитлеровский милитаризм. Ялта не имела никакого военного значения и никаких оборонительных сооружений. Нацистские офицеры захватили дворцы и виллы для себя. Эти виллы были ограблены и почти все разрушены. После того, что я увидел в Ялте, моё желание покончить с фашизмом стало вдвое сильнее!»

Прошло 78 лет. Сменились поколения. Но ялтинцы помнят своих освободителей. Их имена носят многие улицы города. Им установлены памятники, среди которых Мемориал славы на холме Дарсан и монумент на плато горы Ай-Петри. В памятные дни здесь возлагаются венки и букеты цветов.

Приятно пройти по улицам Ялты с названиями – Партизанская, 16 апреля 1944 года, Победы, Свободы, Мира.

Память об освободителях — героях живёт в наших благодарных сердцах!

 Баллада о спасении Ялты

 В апрельский день весны освобожденья

Отряды партизан и батальон стрелков

Вели ожесточенное сраженье,

Чтобы избавить Ялту от оков.

Нет, не цвели тогда на юге розы.

«Враг мины заложил, — разведка донесла, —

Над Ялтою – смертельная угроза:

При взрыве город весь сгорит дотла!»

 

…Не будет Ялта жертвою нацистов,

Не превратить злодеям город в прах и тлен!

Но где же мины спрятали фашисты?

Допрос идёт всех немцев, взятым в плен.

Часы бегут… И вот – последний пленный,

С гримасой злобною упорно он молчит.

«Пусть разговор наш будет – откровенный, —

Наш лейтенант в глаза ему глядит. –

Не правда ль, чудный городок у моря?

Писатель Чехов здесь в начале века жил,

О будущем мечтал, с друзьями спорил,

Он в Ялте был любим и сам любил.

Читали, может быть, его рассказы?

И много пьес он для театра написал …»

Тут пленный немец оживился сразу

И головой согласно закивал:

«С собачкой в даму здесь герой влюбился…

На пьесы Чехова мы ездили в Берлин!»

Признался, что сапёр, и согласился

Он рассекретить сеть коварных мин.

И Ялта обрела в тот день спасенье!

Антона Павловича мы благодарим,

Ему за новое её рожденье

От всей души «Спасибо!» говорим.

 

Очаровательна ты, Ялта, летом:

Играет лёгкий бриз с лазурною волной,

Вся солнцем залита, в гранит одета!

Ну как не любоваться нам тобой?

За операцию по спасению Ялты военный переводчик Стеженский Владимир Иванович был награждён орденом Красной Звезды. Он с группой офицеров побывал на Белой даче. Мария Павловна Чехова провела для дорогих гостей экскурсию по Дому-музею А.П.Чехова. Советские воины оставили в книге отзывов посетителей такую запись: «Дорогая Мария Павловна! Бойцы и офицеры воинской части горячо благодарят Вас за то, что Вы в тяжёлые дни немецкой оккупации сумели сохранить этот родной и близкий каждому русскому человеку домик нашего замечательного писателя Антона Павловича Чехова. Сейчас мы идём в бой. Во имя любви к жизни, во имя любви к человеку, во имя всего того, чем жил и что любил наш Чехов, мы будем уничтожать орды фашистских злодеев, заливших кровью нашу родную землю. По поручению бойцов и офицеров части – старший лейтенант В. Стеженский. 16 апреля 1944 года»

 

Инна Козеева, член Союза писателей России,

лауреат премии имени А.П. Чехова

Фото из открытых источников

16 апреля 2022 г.