27 марта в России отмечают Всемирный день театра. В день праздника мы хотим вспомнить о легендарной и непревзойденной актрисе театра и кино Фаине Раневской.
27 августа 1896 года в родном городе Чехова — Таганроге родилась Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман). Судьба её окажется тесно связанной с творческим наследием писателя. Как и Чехов, она воспитывалась в купеческой семье и прожила в Таганроге тоже 19 лет. В её домашней библиотеке были книги Чехова. Рассказ «Скучная история» заставил девочку впервые задуматься над смыслом жизни: «Я поняла всё об одиночестве человека. И на этом кончилось моё детство».
Гимназисткой Фаина видела в городском театре чеховские пьесы, герои которых осуждали царившие в обществе «лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Вместе с Ниной Заречной из пьесы «Чайка» девушка предавалась мечтам о театре, а с сёстрами Прозоровыми («Три сестры») всем сердцем стремилась уехать в Москву.
В 1915 году, вопреки воле родителей, Фаина тайно покинула отчий дом и приехала в Москву, надеясь поступить в театральную школу. Но высокая худая девушка, с длинными руками и ногами, какая-то вся нескладная, да к тому же ещё заикавшаяся от волнения, не понравилась экзаменаторам, её признали «неспособной».
Но невозможно было отнять у Фаины мечту о театральных подмостках. Сценическим университетом для неё стали спектакли Московского художественного театра. Она училась у Станиславского, Москвина, Книппер-Чеховой, Качалова и других корифеев сцены: как следует работать над жестами, мимикой, взглядами, как держать паузу…
И вот, наконец, сцена Малаховского дачного театра – первые собственные пробы на пути к постижению артистического мастерства.
1917 год. Октябрьский переворот. Фаина не исповедовала революционные взгляды, но помнила слова Чехова о том, что «наступит время, когда придёт иная жизнь, красивая, и люди в ней тоже будут красивыми».
В записной книжке Чехова (1891-1894) есть строки, которые как бы предвосхищали жизненный путь Фаины Георгиевны: «Судьба актрисы: начало – богатая хорошая семья…скука жизни, бедность впечатлений. Сцена станет искусством в будущем, теперь же она борьба за будущее».
Начались бесконечные странствия молодой актрисы по России – от Смоленска до Владивостока и от Архангельска до Баку. Денег не хватало даже на еду, приходилось обменивать вещи на продукты. В театрах она нередко сталкивалась с рутиной, непрофессиональной режиссурой, что приводило её к глубокому разочарованию и отчаянию.
Но вот пришло время гастролей в Крыму. Здесь её ждал настоящий успех! Фаина Георгиевна выступала в Севастополе, Ялте, Феодосии и Керчи. Она играла Машу в «Чайке», Марию Войницкую в «Дяде Ване», Наташу в «Трёх сёстрах». На сцене Евпаторийского театра в спектакле «Вишнёвый сад» актриса создала трагически-безысходный образ гувернантки Шарлотты Ивановны, которой в чужой ей России оставалось лишь развлекать хозяев цирковыми фокусами. В работе над этой ролью Фаине Георгиевне помогли горестные размышления о судьбах её родных и близких, уехавших на чужбину. Для неё самой жизнь вне Родины была бы духовно обречённой!
В Симферополе Фаина Георгиевна выступала на сцене Первого Советского театра (ныне Крымский академический русский драматический театр имени М.Горького). Режиссёру П.Рудину в знак признательности она подарила книгу, где впервые подписалась «Фаина Раневская». Это было 27 января 1920 года. Почему актриса выбрала именно такой псевдоним? Что роднило её с героиней «Вишнёвого сада» Любовью Андреевной? Наверное, восторженное восприятие жизни, мечтательность и…беззащитность перед ударами жестокой судьбы.
13 лет прошли в поисках «своего» театра, интересных ролей и хлеба насущного. Устав от скитаний по стране, Раневская возвращается в Москву. Её принимают в труппу Камерного театра. Позже будет Театр имени Пушкина. Но родным домом для актрисы станет Театр имени Моссовета. Однажды на вопрос, что она искала, переходя из театра в театр, Фаина Георгиевна ответила:
— Святое искусство.
— И нашли?
— Нашла. В Третьяковской галерее.
Фаину Раневскую привлекала атмосфера чеховского юмора. «Играть в его пьесах, — говорила она, — для меня ни с чем несравнимое наслаждение. Полюбила Чехова и люблю всю мою долгую жизнь».
Успешно актриса работала и в кино, где сыграла 25 ролей. В 1939 году режиссёр Исидор Анненский экранизировал рассказ Чехова «Человек в футляре». Раневская сыграла роль жены инспектора гимназии. Роль была маленькая, и актриса кое-что досочинила сама. Но потом, мучаясь сомнениями, позвонила Ольге Леонардовне Книппер — Чеховой и спросила, как Чехов отнёсся бы к её сочинительству? После долгой паузы услышала ответ: «Антон Павлович бы улыбнулся». Раневская вздохнула с облегчением.
И вот мы видим чопорную даму с папироской в зубах, она сидит за пианино, смотрит поверх пенсне на ноты и пытается басом воспроизвести мелодию песни «Почему я не сокол?»
В 1944 году на Тбилисской киностудии Исидор Анненский снял фильм «Свадьба» по произведениям Чехова. Раневская блестяще сыграла роль Змеюкиной, матери невесты, тщеславной мещанки, кичащейся богатым приданым дочери. Затеяв скандал, она расстроила свадьбу.
Режиссёр Центральной студии телевидения Герман Ливанов снял фильм по рассказу Чехова «Драма», где на грани комизма и иронии Раневская создала образ бездарной писательницы Мурашкиной. Эта дама долго и нудно читала редактору свою многоактную драму, чем довела мужчину до исступления и в результате стала жертвой собственной графомании.
Запомнилась Раневская кинозрителям и в образе жены губернского секретаря Мерчуткиной в фильме «Юбилей», где её героиня в банке Общества взаимного кредита жалостливыми слезами добилась – таки выплаты ей неправедных денег.
В 1992 году составители Великобританской энциклопедии «Кто есть кто» включили Фаину Георгиевну Раневскую в число лучших актрис ХХ века.
Так же, как и Чехов, Раневская не оставила нам ни дневников, ни воспоминаний. «Писать о себе плохо, — объясняла она, — не хочется, писать о себе хорошо – неприлично».
В 1984 году Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская ушла из жизни. В её опустевшей квартире загрустило лимонное деревце, привезённое кем-то из чеховской Ялты, листья пожелтели и стали опадать. Но в Театре имени Моссовета ему вернули жизненные силы, и на ветках распустились молодые листочки.
Вещи актрисы перевезли в Таганрог. В краеведческом музее была оформлена экспозиция, посвящённая жизни и творчеству великой актрисы России. На доме, где она родилась, установили мемориальную доску.
С нами, к счастью, остаются кинофильмы, запечатлевшие неподражаемую игру, исключительный талант и артистическое мастерство Фаины Георгиевны Раневской – актрисы, которая щедро дарила зрителям и доброту, и мудрость.
Инна Козеева, член Союза писателей России, лауреат премии им. А.Чехова
Фото из открытых источников
27 марта 2022 г.