Амет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик – испытатель СССР.

Он родился 20 октября 1920 года в Крыму, в Алупке. Его отец Султан — родом из села в горном Дагестане, а мать Насиба – крымская татарка. Амет- Хан после окончания школы-семилетки учился в ФЗУ (фабрично – заводском училище) в Симферополе. Практику проходил в железнодорожном депо. Но мальчик мечтал стать лётчиком и поэтому начал заниматься в аэроклубе.

В это время в цирке выступали дагестанские канатоходцы, дальние родственники отца. Они хотели научить Амета своему искусству, но он сказал, что хочет осуществить свою мечту – научиться летать! В 1940 году он обучался в Качинской школе военных лётчиков. Здесь он осваивал элементы высшего пилотажа. Занимались по 12 часов в день.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Амет-Хан Султан встретил её военным лётчиком-истребителем. Ему была поручена воздушная разведка в районе реки Прут, где по мостам шли немецкие танки, грузовые машины, тягачи с пушками и пехота. Немцы обстреляли его самолёт из зениток, но младший лейтенант избежал гибели и полетел на свой аэродром. Однако на лётном поле увидел лишь следы вражеской бомбёжки: огонь, дым и обгоревшие ангары. Пришлось лететь на запасной аэродром. Бои шли в небе над Молдавией почти непрерывно, и лётчики спали 2-3 часа в сутки возле самолётов.

Немецкие бомбардировщики сбрасывали свой смертоносный груз на дороги, по которым шли и ехали на телегах беженцы. Фашисты злорадно расстреливали мирных жителей – стариков, женщин и детей. Увидев это, Амет поймал «мессер»  в перекрестье прицела, нажал на гашетку пулемёта и, дав длинную очередь, оставил дыры на фюзеляже вражеского самолёта.

Осень 1941 года. Позади Николаев, Одесса, Херсон, Приазовье – всего 130 боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР Амет –Хан Султан награждён орденом Красного Знамени. Он уже командир эскадрильи И–16, у него в подчинении 6 лётчиков.

Жестокие бои были у Ярославля. 31 мая 1942 года в схватке с бомбардировщиком Ю-88 («юнкерс») Амет израсходовал весь боекомплект, и тогда лётчик решил идти на таран. Крылья самолётов схлестнулись, словно два огромных меча. Обе машины полетели к земле. Амет вывалился из разбитой кабины и спустился на парашюте. На окраине села его встретили дети, увидели орден на груди, засыпали вопросами. Так Амет-Хан Султан открыл личный счёт сбитых вражеских самолётов. В газете появилась статья о подвиге летчика с его фотографией. За этот воздушный бой Амет — Хана Султана наградили орденом Ленина. А жители Воронежа вручили грамоту как почётному гражданину города и подарили именные часы.

В 8-ю воздушную армию поступили истребители Як-1, у них были мощные скорострельные пушки. Немцы сразу почувствовали силу и мощь советского оружия: за один день было сбито 10 немецких «стервятников».

Сталинградский фронт. Аэродром располагался на восточном берегу Волги. Тысяча немецких самолётов день и ночь бомбили город. У нас самолётов было в 3 раза меньше, но всё-таки удалось уничтожить 160 вражеских машин.

Амет-Хан Султан учил своих лётчиков летать сквозь густые облака, в зимнюю позёмку, на малых высотах, выходить из пике у самой земли и взмывать на большую высоту, чтобы потом вновь атаковать врага сверху. Учил бить по уязвимым местам самолётов и сбивать их первой же очередью. Немцы не смогли с воздуха поддержать свои части в котле. Сталинградскую битву фашисты проиграли. В войне наступил долгожданный перелом. Началось наступление наших армий на запад.

Проигрывая в воздушных сражениях, немцы часто подстерегали наши самолёты, когда они, израсходовав боекомплект и почти всё горючее, возвращались на аэродром. Но Амет и в таких случаях настигал «мессеры» у самой земли, и вражеские самолёты, не успев выйти из пике, падали на землю и взрывались, рассыпая горящие обломки.

Об Амете говорили: «Настоящий истребитель! Первым замечает врага, успевает занять выгодную боевую позицию, становится хозяином неба и стреляет на секунду раньше противника. Бьёт фашистов сверху, как орёл!».

Немецкие лётчики-асы рисовали на своих самолётах драконов. А командующий нашей 8-й воздушной армией предложил Амету изобразить на фюзеляже орла в стремительном полёте. Этих красивых и гордых птиц Амет видел в детстве, когда они летали высоко в небе над горой Ай-Петри.

Потом были бои над Кубанью. К Амету уже обращались так: «товарищ гвардии капитан». Как он выглядел? Невысокий, подтянутый, как струна. Густые чёрные брови, вьющиеся волосы. Смуглое лицо, лёгкий восточный разрез глаз. Скромный, молчаливый на земле, но в небе он преображался, проявляя смелость, упорство и дерзость.

Когда Амет после очередного успешного боя, победно покачивая крыльями, приземлился на аэродроме, спрыгнул из кабины на крыло, а с него на землю, его окружили товарищи и радостно поздравили с присвоением ему звания Героя Советского Союза. А позже командующий армией приколол к груди летчика медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. Это были знаки высшей воинской доблести.

Однажды лётчики его эскадрильи побывали на месте боя на земле. Увидели обломки зданий, трупы фашистов. Амет обратил внимание на молодого немецкого солдата, который застывшими глазами смотрел в небо, на лице осталось выражение ужаса. На солдатском ремне была надпись: «Гот мит унс!». Нет, Бог не был с захватчиками, грабителями и убийцами!

Наступила весна 1944 года. 8 апреля войска 1-го Украинского фронта приступили к освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

Штурм начался со стороны Сиваша и Перекопа. Лётчики получили задание – уничтожать немецкие самолёты на взлётных полосах, не давая им подняться в воздух. Вот уже освобождены Джанкой и Симферополь. Жестокие бои разгорелись у Севастополя. Над Северной бухтой Амет сбил два немецких самолёта «фокке-вульф». А потом пролетел над вершиной Ай-Петри, увидел родную Алупку и свой маленький беленький домик, где жили его родители. 10 мая 1944 года Севастополь был освобождён, и Амет, получив отпуск на три дня, вместе с боевыми друзьями навестил родителей. Конечно, в семье был большой праздник. Амет, как в далёком детстве, с радостью искупался в море, даже не ощутив холода воды. Своих друзей Амет провёл по старинному парку и показал им Воронцовский дворец, угостил водой из родникового фонтана «Трильби». Но до конца войны оставался ещё год. Амета и его лётчиков направили в Москву для освоения нового истребителя Ла-7. Осень 1944 года. Бои в Латвии и Восточной Пруссии — это уже Германия.

Амет-Хан Султан — в звании гвардии майора. Самые жестокие схватки были в небе над Берлином, В трудном поединке Амету удалось сбить самолёт гитлеровского подполковника. Немец спустился на наш аэродром на парашюте. На груди фашиста красовался рыцарский крест с дубовыми листьями –высшая награда в Германии. Немец попросил, чтобы ему показали советского летчика, который сбил его самолёт, и был удивлён, когда увидел совсем молодого человека невысокого роста. Бой 25 апреля 1945 года был для Амет-Хана Султана завершающим в его военной биографии.

После войны он 25 лет в подмосковном городе Жуковском работал в Лётно-испытательном институте. Одним из первых осваивал самолёты с двумя и четырьмя двигателями, реактивные самолёты, дозаправку в воздухе. Испытывал катапультные сидения, которые применялись потом лётчиками при падении реактивных самолётов. Не раз Амет был на волосок от гибели. Но даже в смертельно опасных ситуациях проявлял спокойствие, выдержку и бесстрашие. Осваивал он и первые сверхзвуковые самолёты. Каждый такой рискованный полёт был сродни подвигу. Участвовал и в освоении космоса, отрабатывая модель будущего спускаемого аппарата для возвращения космонавтов на землю.

Широко и торжественно страна отметила юбилей лётчика-испытателя – 50-летие со дня рождения. Но через три месяца случилось непоправимое – отважный лётчик погиб при испытании сверхмощного авиадвигателя.

32 года жизни были отданы авиации. В испытательных полётах он провёл 2000 часов! Дал путёвку в жизнь 100 летательным аппаратам.

В Алупке есть музей отважного лётчика. Ему поставлен памятник, его именем названа улица и школа №1. В Дагестане есть горный пик с его именем, а в столице республики Махачкале аэропорт носит имя Амет-Хана Султана.

Инна Козеева, член Союза писателей России

Фото из открытых источников