Первый крымский заслуженный художник России, заслуженный художник Украины, заслуженный деятель искусств АРК  Иван Павлович Копаенко  был одарён природой незаурядным талантом, скромностью и душевной чистотой.

  Его графические и живописные картины  всегда отмечались в числе лучших на республиканских и всероссийских выставках. Как  не копирующие действительность, а гармонизирующие на небольшом пространстве холста форму, цвет, композицию. И символизирующие время, которому автор  всегда соответствовал,  наполняя картины мыслями  и чувствами.

Мастер с  высоким художественным вкусом был верен выработанному годами и упорными поисками собственному стилю, удачно найденному и отработанному до совершенства. При этом его творчество  – не застывший монолит, а пластичная форма, в которой лаконичность и обобщённости сочетаются  с импульсивностью, экспрессией, тонким психологизмом и мифологизацией. Земля и хлеб, земля и люди, земля людей и для людей – лейтмотивы творчества художника,  перед полотнами которого не простого созерцаешь, а  осмысливаешь мир и себя в нём.

   Творческая судьба самобытного художника  началась с воспевания человека труда, личности созидающей – хлеборобов, рыбаков. Основной техникой была акварель, обогатив которую собственными приёмами,  придал ей  такое своеобразие, что аналогов его картинам нет.  Стоя перед ними, ощущаешь движение, улавливаешь дыхание земли.    Сдержанность ранних акварельных  работ переросла  в  трепетную импульсивность, раскованность живописи. И это позволило художнику  не остаться в прошлом, а  состыковаться с новым временем, не заигрывая с ним  и не заигрываясь в нём, помня, что оно, как и мы, преходяще, а душа — категория вечная.  Его картины созданы человеком не созерцающим, а мыслящим и чувствующим. В них нет прямолинейности, а есть  легко «считываемая» символика.  Что присуще настоящему искусству.

Излюбленный жанр Ивана Копаенко, как и многих крымских художников – пейзаж. Но его картины лишены открыточности. Они  наполнены его переживаниями, в них он сам — часть этого мира и природы. Натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины на православную тематику звучат, разговаривают с нами на языке, которому автор их обучил. Каждая работа —  результат синтеза философских рассуждений и непосредственных натурных впечатлений. Откровение, наполненное духовной сокровенностью. Именно такие художественные произведения  воспринимаются проводником от души мастера к душе зрителя.

О творчестве Ивана Копаенко писать  всегда трудно. Потому что  оно – бездонный колодец с такой чистой водой, что опасаешься её замутить не точным словом. Наши с ним беседы всегда были многослойными. И сегодня, через девять дней после 87 -летнего Мастера в вечную бесконечность,  вскрываются новые нюансы в этих напластованиях. Выбрала раскрывающее самое характерное  в  его жизненной и творческой философии, чтобы и те, кто не знал его лично, через  эти высказывания поняли величие  нашего современника. Говорил он всегда неспешно, раздумчиво.

— Мы все дети своего времени. Я — дитя войны, шестидесятник. Человек всегда меняется внутренне, а значит, и в творчестве. Задумываюсь, присматриваюсь — состыковываюсь ли с наступившим новым веком.  Было время, когда меня объявляли авангардистом:  форма, говорили, не наша — слишком много неоднозначности в трактовке тем.  Но  и тогда были рядом принципиальные и понимающие толк в искусстве люди, не вырывающие его из контекста жизни,  благодаря которым мои картины всегда принимались на выставки. Что касается формы, она никогда не имела для меня значения.  А имели только  выразительность, образность.  Они и смысл довлеют над формой.

—  У вас целые циклы посвящены разным уголкам  некогда большой страны. Неужели крымских мотивов было мало? 

— Меня, патриота родного края,  всегда интересовало, как  живут люди в «медвежьих углах», поэтому не упускал возможности побывать в новом месте. В мою молодость мы целыми бригадами художников  с Украины, из России, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, человек по двадцать обрушивались на отдалённые от больших городов посёлки в Башкирии,  Чечне,  Аварии, на Севере, на Урале. Нас везде принимали  с распростёртыми объятиями. А мы оставляли там свои работы на память. Незабываемое время!

—  Впечатление такое о ваших картинах, что  они созданы разными людьми: одни очень сдержанные, другие предельно эмоциональные, третьи лирические, утончённые, изысканные. Вдруг видишь в живописи ажурность, лёгкость, воздушность акварельную.  Любовь к этой технике довлеет?
— Переход от акварели к маслу у меня не был резким. Может быть, потому, что акварель никогда у меня не была размытой. Размытая акварель не дает глубины цвета.  Другое дело — текучая, но без случайностей. В каждой работе, независимо от её техники, жанра, выражаешь образ, который сначала созрел в голове. Только на первый взгляд в пейзаже выражен образ природы. На самом же деле — это образ самого художника. Его личности. Мне хотелось в творчестве найти, прежде всего, самого себя и самовыразиться. Наверное, громко сказано, но ведь так оно и есть.
— А не было так, что вдруг восхитился собственной работой: вот оно совершенство?

— Бог миловал. Иначе на этом творчество и закончилось бы. Предела совершенству нет и быть не может. В  стремлении к нему – смысл жизни художника. Ты работай, а оценят другие. Бывает не сразу, и с этим надо смириться  и верить, что момент истины наступит.

Духовные искания,  стремление найти во всём гармонию были спутниками его жизни.  Основополагающие для него животрепещущие темы войны, Православия  переданы на полотнах ярко и пронзительно. Никогда он не отделял себя от воспитавшей его большой Родины, всю жизнь оставался сыном  России, и испытал огромное счастье и гордость, когда, как и все крымчане,  вернул  российское гражданство.

Главной чертой творчества Ивана Копаенко я бы назвала сокровенность. Ту глубинную, которая прорастает  из мощных  корней  предыдущих поколений семейного рода. В каталоге к одной из персональных выставок Иван Павлович написал: «Поклон, неоплатная благодарность матери, нашедшей силы родить меня в тридцать четвёртом году. А в годы фашистской оккупации из очередного похода менять соль на хлеб  мама принесла коробочку цветных карандашей и амбарную книгу, заменившую альбом. Она принесла мою судьбу. Мама мытарствовала по свету с нами, детьми, чтобы выжить, лишившись кормильца во время войны, дала возможность учиться, поняла моё призвание своей крестьянской, христианской душой. Её благодарю и молюсь».

  Его сокровенность не только в творчестве, но и  в отношении ко всему и ко всем, а наиболее полно испытывают это, конечно же, самые близкие, жена, дочь, внуки. Не просто любимые —  незаменимые. Главная награда в жизни, как он считал. Благодаря семье семь лет назад была издана солидная монография, в которой объединены статьи о художнике,  фотографии разные лет,  отобранные им сами, а значит, лучшие живописные и  графически картины.  Впервые мы прочитали автобиографические заметки «Образы памяти», и открыли ещё одну сторону его дарования – литературную.

 Ответ на вопрос —  что делает человека художником на этой земле: талант,  трудолюбие, упорство? — у каждого творческого человека свой, как  и у моего собеседника.
— Дар даётся  от рождения.  И эта твоя первооснова приложится к трудолюбию, к мастерству, духовности. Не что-то к тебе, а ты к чему-то. Тогда и станешь художником. Стал ли я им? Поживем — увидим. Еще не вечер…

И вот уже не вечер наступил для него, а ночь… Отобравшая художника у нас, но не поглотившая ни его, ни его картины, которые наследованы нами и будут радовать не только современников Ивана Копаенко, но и наших потомков. Свет чистой души не может  померкнуть.

Людмила ОБУХОВСКАЯ, фото автора