Первый крымский заслуженный художник России, заслуженный художник Украины, заслуженный деятель искусств АРК Иван Павлович Копаенко был одарён природой незаурядным талантом, скромностью и душевной чистотой.
Его графические и живописные картины всегда отмечались в числе лучших на республиканских и всероссийских выставках. Как не копирующие действительность, а гармонизирующие на небольшом пространстве холста форму, цвет, композицию. И символизирующие время, которому автор всегда соответствовал, наполняя картины мыслями и чувствами.
Мастер с высоким художественным вкусом был верен выработанному годами и упорными поисками собственному стилю, удачно найденному и отработанному до совершенства. При этом его творчество – не застывший монолит, а пластичная форма, в которой лаконичность и обобщённости сочетаются с импульсивностью, экспрессией, тонким психологизмом и мифологизацией. Земля и хлеб, земля и люди, земля людей и для людей – лейтмотивы творчества художника, перед полотнами которого не простого созерцаешь, а осмысливаешь мир и себя в нём.
Творческая судьба самобытного художника началась с воспевания человека труда, личности созидающей – хлеборобов, рыбаков. Основной техникой была акварель, обогатив которую собственными приёмами, придал ей такое своеобразие, что аналогов его картинам нет. Стоя перед ними, ощущаешь движение, улавливаешь дыхание земли. Сдержанность ранних акварельных работ переросла в трепетную импульсивность, раскованность живописи. И это позволило художнику не остаться в прошлом, а состыковаться с новым временем, не заигрывая с ним и не заигрываясь в нём, помня, что оно, как и мы, преходяще, а душа — категория вечная. Его картины созданы человеком не созерцающим, а мыслящим и чувствующим. В них нет прямолинейности, а есть легко «считываемая» символика. Что присуще настоящему искусству.
Излюбленный жанр Ивана Копаенко, как и многих крымских художников – пейзаж. Но его картины лишены открыточности. Они наполнены его переживаниями, в них он сам — часть этого мира и природы. Натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины на православную тематику звучат, разговаривают с нами на языке, которому автор их обучил. Каждая работа — результат синтеза философских рассуждений и непосредственных натурных впечатлений. Откровение, наполненное духовной сокровенностью. Именно такие художественные произведения воспринимаются проводником от души мастера к душе зрителя.
О творчестве Ивана Копаенко писать всегда трудно. Потому что оно – бездонный колодец с такой чистой водой, что опасаешься её замутить не точным словом. Наши с ним беседы всегда были многослойными. И сегодня, через девять дней после 87 -летнего Мастера в вечную бесконечность, вскрываются новые нюансы в этих напластованиях. Выбрала раскрывающее самое характерное в его жизненной и творческой философии, чтобы и те, кто не знал его лично, через эти высказывания поняли величие нашего современника. Говорил он всегда неспешно, раздумчиво.
— Мы все дети своего времени. Я — дитя войны, шестидесятник. Человек всегда меняется внутренне, а значит, и в творчестве. Задумываюсь, присматриваюсь — состыковываюсь ли с наступившим новым веком. Было время, когда меня объявляли авангардистом: форма, говорили, не наша — слишком много неоднозначности в трактовке тем. Но и тогда были рядом принципиальные и понимающие толк в искусстве люди, не вырывающие его из контекста жизни, благодаря которым мои картины всегда принимались на выставки. Что касается формы, она никогда не имела для меня значения. А имели только выразительность, образность. Они и смысл довлеют над формой.
— У вас целые циклы посвящены разным уголкам некогда большой страны. Неужели крымских мотивов было мало?
— Меня, патриота родного края, всегда интересовало, как живут люди в «медвежьих углах», поэтому не упускал возможности побывать в новом месте. В мою молодость мы целыми бригадами художников с Украины, из России, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, человек по двадцать обрушивались на отдалённые от больших городов посёлки в Башкирии, Чечне, Аварии, на Севере, на Урале. Нас везде принимали с распростёртыми объятиями. А мы оставляли там свои работы на память. Незабываемое время!
— Впечатление такое о ваших картинах, что они созданы разными людьми: одни очень сдержанные, другие предельно эмоциональные, третьи лирические, утончённые, изысканные. Вдруг видишь в живописи ажурность, лёгкость, воздушность акварельную. Любовь к этой технике довлеет?
— Переход от акварели к маслу у меня не был резким. Может быть, потому, что акварель никогда у меня не была размытой. Размытая акварель не дает глубины цвета. Другое дело — текучая, но без случайностей. В каждой работе, независимо от её техники, жанра, выражаешь образ, который сначала созрел в голове. Только на первый взгляд в пейзаже выражен образ природы. На самом же деле — это образ самого художника. Его личности. Мне хотелось в творчестве найти, прежде всего, самого себя и самовыразиться. Наверное, громко сказано, но ведь так оно и есть.
— А не было так, что вдруг восхитился собственной работой: вот оно совершенство?
— Бог миловал. Иначе на этом творчество и закончилось бы. Предела совершенству нет и быть не может. В стремлении к нему – смысл жизни художника. Ты работай, а оценят другие. Бывает не сразу, и с этим надо смириться и верить, что момент истины наступит.
Духовные искания, стремление найти во всём гармонию были спутниками его жизни. Основополагающие для него животрепещущие темы войны, Православия переданы на полотнах ярко и пронзительно. Никогда он не отделял себя от воспитавшей его большой Родины, всю жизнь оставался сыном России, и испытал огромное счастье и гордость, когда, как и все крымчане, вернул российское гражданство.
Главной чертой творчества Ивана Копаенко я бы назвала сокровенность. Ту глубинную, которая прорастает из мощных корней предыдущих поколений семейного рода. В каталоге к одной из персональных выставок Иван Павлович написал: «Поклон, неоплатная благодарность матери, нашедшей силы родить меня в тридцать четвёртом году. А в годы фашистской оккупации из очередного похода менять соль на хлеб мама принесла коробочку цветных карандашей и амбарную книгу, заменившую альбом. Она принесла мою судьбу. Мама мытарствовала по свету с нами, детьми, чтобы выжить, лишившись кормильца во время войны, дала возможность учиться, поняла моё призвание своей крестьянской, христианской душой. Её благодарю и молюсь».
Его сокровенность не только в творчестве, но и в отношении ко всему и ко всем, а наиболее полно испытывают это, конечно же, самые близкие, жена, дочь, внуки. Не просто любимые — незаменимые. Главная награда в жизни, как он считал. Благодаря семье семь лет назад была издана солидная монография, в которой объединены статьи о художнике, фотографии разные лет, отобранные им сами, а значит, лучшие живописные и графически картины. Впервые мы прочитали автобиографические заметки «Образы памяти», и открыли ещё одну сторону его дарования – литературную.
Ответ на вопрос — что делает человека художником на этой земле: талант, трудолюбие, упорство? — у каждого творческого человека свой, как и у моего собеседника.
— Дар даётся от рождения. И эта твоя первооснова приложится к трудолюбию, к мастерству, духовности. Не что-то к тебе, а ты к чему-то. Тогда и станешь художником. Стал ли я им? Поживем — увидим. Еще не вечер…
И вот уже не вечер наступил для него, а ночь… Отобравшая художника у нас, но не поглотившая ни его, ни его картины, которые наследованы нами и будут радовать не только современников Ивана Копаенко, но и наших потомков. Свет чистой души не может померкнуть.
Людмила ОБУХОВСКАЯ, фото автора