8 октября исполняется 90 лет со дня рождения известного советского писателя, журналиста, драматурга и киносценариста, лауреата Государственной премии РСФСР Юлиана Семёновича Семёнова (настоящая фамилия Ляндрес).

В 1983 году, купив участок земли в семь соток на крутом горном склоне в посёлке Олива, что в 30 километрах к западу от Ялты, над дорогой Симеиз – Форос, писатель построил небольшой двухэтажный дом, который стал его литературной мастерской на десять лет.

Из окна кабинета открывался прекрасный вид на море. Перед южным фасадом дома Юлиан Семёнов посадил декоративный виноград, который потом своими лозами покрыл всю стену; весной здесь появляются нежные зелёные листочки, а осенью они приобретают ярко-красный цвет.

Юлиана Семёнова влекли остросюжетные повести. «Я люблю работать, — признавался он, — в детективном жанре. Детектив побуждает активнее думать». Ему удалось создать новый жанр литературы — журналистское расследование. Широкому кругу читателей он известен как автор произведений о милиции: «Петровка, 38» и «Огарёва, 6». Работая над ними, он стажировался в должности оперуполномоченного, участвовал в разоблачении преступников.

Книги Юлиана Семёнова отличались воссозданием исторических реалий, актуальностью общественных конфликтов, сложностью сюжетов и глубоким психологизмом в изображении героев.

Киноактёр Лев Дуров говорил об Юлиане Семёнове: «Это был подлинный вечный двигатель, ещё не созданный научной практикой, но воплощённый в человеке!»

Самый известный из его романов – «Семнадцать мгновений весны». Написал он его за две недели, когда жил в гостинице «Ялта – Интурист». Валерий Поволяев, член Союза писателей России, вспоминал: «Каждое утро он выходил на пляж, как на работу, ставил на стол под грибком пишущую машинку и начинал стучать по клавиатуре. Страницы вспархивали с машинки, будто птицы». Для кинофильма Юлиан Семёнов сам написал сценарий, по которому картину сняла режиссёр Татьяна Лиознова. Создатели ленты были удостоены Государственной премии РСФСР, а Юлиан Семёнов получил звание заслуженного деятеля искусств России.

Позже он напишет книгу «Бомба для председателя» — о Штирлице, который и в почтенном возрасте охотился за нацистами, а дом в Оливе будет называть – «моя вилла «Штирлиц».

В Швейцарии, в Берне, есть музей Юлиана Семёнова, расположенный на той самой Цветочной улице, где в годы войны был магазин цветов и птиц. Именно его владелец Юрген Энгель  и рассказал Юлиану Семёнову, что в доме напротив находились агенты гестапо.

В Доме – музее хранится письмо французского писателя Жоржа Сименона: «Дорогой брат по перу! После Вашего чудесного визита я немедленно «пробежал» Вашу книгу «Семнадцать мгновений весны». Количество персонажей, их человеческая достоверность приятно поразили меня. Очень сильным было у меня ощущение, что всё, написанное Вами, — правда… Поздравляю Вас, мой дорогой друг и почти однофамилец. По-братски обнимаю Вас, коллега».

Писатель объездил почти весь земной шар. Он побывал в Никарагуа, Анголе, Зимбабве и Мозамбике. Он встречался с Хо-Ши-Мином (Вьетнам), Долорес Ибаррури (Испания),Дэвидом Рокфеллером и Эдвардом Кеннеди (США), Сальвадором Альенде, Луисом Корваланом, поэтом Виктором Хара (Чили), художником Марком Шагалом (Франция), Альбертом Шпеером – рейхсминистром вооружений и военной промышленности, личным архитектором Гитлера ( фашистская Германия) и многими другими…

После многочисленных поездок, посещения горячих точек мира Юлиан Семёнов уже не мог писать просто занимательную прозу, не имел права. «Я должен рассказывать людям о тревогах мира», — признавался он. Самое опасное – иллюзии и неосведомлённость. Юлиан Семёнов был убеждён в том, что каждому человеку необходимо острое политическое мышление.

Писатель чутко воспринимал начинавшуюся тогда борьбу двух тенденций: сознание жизненной необходимости сотрудничества Европы с Россией, а с другой стороны — попытки исключить Россию из мирового политического процесса как силу, чуждую и враждебную « цивилизованному Западу».

Иногда свой дом на Южном берегу Крыма Юлиан Семёнов называл – «моё тайное убежище», Возвращаясь в Оливу, писатель выключал телефон, и из раскрытого окна доносился дробный стук пишущей машинки. Порой работал по 16 часов в сутки.

И при этом никогда не отказывался провести творческую встречу с крымчанами и гостями курорта. Так, писатель был в Севастопольском драматическом театре имени А.Луначарского на премьере спектакля по его пьесе «Провокация» о событиях в Испании после поражения интербригад и охотно беседовал с артистами и зрителями.

Среди реликвий в доме писателя — часть фюзеляжа американского бомбардировщика, изрешечённая пулями. Этот трофей был привезён из командировки, когда Юлиан Семёнов работал журналистом в газете «Правда» и в качестве военного корреспондента в 1968 году провёл несколько месяцев в Лаосе и Вьетнаме. Самолёт США был сбит бойцами ПВО на его глазах. Время, проведённое в партизанских сырых пещерах, сказалось на здоровье писателя. Врачи посоветовали ему проводить тёплое время года на Южном берегу Крыма, дышать его целебным морским и горно-сосновым воздухом.

В Оливе Юлиан Семёнов написал такие произведения, как «Тайна Кутузовского проспекта» — о загадочной смерти актрисы Зои Фёдоровой, книгу об американском писателе О. Генри — «Псевдоним», а также биографические романы о Феликсе Дзержинском — «Горение» и «Террор – 83».

В Ялте Юлиан Семёнов работал над книгой «Лицом к лицу» о поисках похищенных гитлеровцами культурных ценностей из советских музеев. Писатель пригласил к себе в гости известного мецената, жившего в Лихтенштейне, барона Эдуарда фон Фальц-Фейна. В течение месяца они обсуждали, как можно вернуть на родину вывезенные фашистами  произведения искусства. Позже это нашло отражение в книге «Аукцион». В ней рассказывалось и о двух чемоданах рукописей Фёдора Достоевского, и о возвращении в Россию праха великого певца Фёдора Шаляпина.

Эдуард Фальц-Фейн вспоминал: «В один прекрасный день Юлиан звонит мне и говорит: «Эдуард, на аукционе во Франкфурте продаётся уникальный гобелен – портрет царской семьи, подарок персидского шаха Николаю Второму к трёхсотлетию дома Романовых. Ты обязан его купить!» В тот момент я не мог выехать во Франкфурт. И тогда Юлиан предложил торговаться вместо меня, держа со мной связь по телефону. И Юлиан купил гобелен. Так благодаря ему гобелен вернулся «домой», в Крым, в Ливадийский дворец».

В Оливе писатель закончил книгу «Версии» — о последних днях жизни Петра Великого и гибели Петра Столыпина.

Работая над очередной книгой, Юлиан Семёнов думал не только о достоверности излагаемых фактов, но и о занимательности сюжетов… Он говорил: «Теперешнего читателя – массового, занятого надо завоёвывать! Надо его держать — и покрепче! Нужны интрига, тайна, расследование. Роман обязан быть очень интересным!»

…Остановка сердца прервала жизнь писателя, неутомимого борца с мировым злом. Его дочь Ольга, тоже посвятившая себя журналистике, создала в 2006 году в Оливе, на улице Победы, 7, Дом-музей Юлиана Семёнова. Его уже посетили тысячи поклонников творчества её отца. Сколько здесь можно увидеть интересного! Вот бумеранг и копьё австралийского аборигена, рог тура – атрибут щедрых кавказских застолий, ножи, шпаги и пистолеты, многочисленные фотографии. Но главное – это полки с книгами, изданные на многих языках мира. Общий тираж книг писателя – более 20 миллионов экземпляров.

Самое ценное – то, что в музее сохранён сам дух дома, словно здесь продолжает жить душа мастера, великого труженика пера. На столе — его записка от руки: «Скоро буду!».

Посетителей музея встречает калитка с закреплённой на ней руками хозяина подковой – «на счастье». В саду плодоносят посаженные Юлианом Семёновым персики, яблони и черешни, а во дворе цветут великолепные розы.

Благодаря «Культурному фонду Юлиана Семёнова», учреждённому дочерью Ольгой, в Ялте, на набережной, возле гостиницы «Ореанда», установлен памятник Юлиану Семёнову. Автор – московский скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.

Рядом растут белоствольные красавицы берёзки – символ России, служению народу которой Юлиан Семёнов посвятил всю свою жизнь!

В Дом-музей Юлиана Семёнова не раз приезжали группы ялтинских литераторов. Состоялись их трогательные встречи с Ольгой  Юлиановной. Гости дарили музею свои книги, среди которых один из выпусков альманаха «Планета друзей» (редактор – Вера Кириченко) со вступительной статьёй «Мгновения жизни Юлиана Семёнова». С благодарностью была принята из рук Ольги Юлиановны книга «17 мгновений весны. Отчаяние», выпущенная в 2014 году симферопольским издательством «Бизнес – Информ».

При расставании ялтинцы пожелали, чтобы в Доме-музее Юлиана Семёнова чаще бывали школьники, студенты, начинающие журналисты, которым здесь есть с кого брать пример высокого гражданского служения Отечеству.

Инна Козеева,

член Союза писателей России,

член Союза журналистов России

Фото из открытых источников